Академия Наставников
Подведены итоги Турнира наставников
Новость

Подведены итоги Турнира наставников

Завершился ежегодный федеральный конкурс наставников. В нём приняло участие более 1000 наставников из разных проектов и регионов, 200 из них дошли до финала.  Основная часть турнира проходила с 18 августа по 27 сентября, участникам предстояло пройти четыре тура: ситуативный тест — с выбором одного варианта ответа, выбор стратегии и боевое крещение — с развёрнутыми ответами и диагностическая игра «Ставка на север». Далее члены жюри оценивали работы по базовой модели компетенций наставников проектной деятельности и подводили итоги. По результатам четырёх туров, жюри определило тройку сильнейших наставников. Первое место — Софья Борисовна Туровская, второе — Ольга Владимировна Демьянова и третье — Ольга Юрьевна Кузьмина. Призёрами турнира, вошедшими в десятку лучших, стали: Анастасия Сергеевна Лобанова, Екатерина Викторовна Глеч, Антон Григорьевич Уймин, Полина Логинова, Карина Сергеевна Сироджова, Светлана Викторовна Макаренко, Александра Александровна Бакулина. Отдельно жюри выделило номинации для победителей каждого отдельного тура. «Герой ситуаций» — Лали Гочевна Николаева, «Мастер стратегии» — Карина Сергеевна Сироджова, «Опытный боец» — Евгений Александрович Басаргин, «Магистр игры» — Галина Анатольевна Варакина.  Все участники получат значок в личном кабинете на платформе Академии и сертификат об участии. С победителями и призёрами свяжется команда Академии наставников.

11 октября 2021 г.

Во Владикавказе завершилась Школа наставников
Новость

Во Владикавказе завершилась Школа наставников

Цикл Школ наставников завершил образовательный интенсив, проходивший с 30 сентября по 2 октября в столице Республики Северная Осетия — Алания на базе  Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. Заявки на участие в школе подали более 200 человек. Организаторами мероприятия выступили Фонд «Сколково» и Кружковое движение НТИ, а партнёрами — правительство РСО-Алания, Ассоциация молодых ученых РСО-Алания, ЦМИТ FabLab Alania, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. Участие в Школе приняли преподаватели и студенты вузов РСО — Алания. Отбор участников и выполнение предварительных и итоговых заданий интенсива осуществлялись в Google Classroom, общение участников и экспертов при этом проходили на платформе Zoom, в чатах и каналах Telegram, также использовались интерактивные доски Miro и Jamboard.  Компании-партнеры представили для работы команд пять кейсов: «Продвижение B2B AR-приложения» (кейс предоставлен IT-компанией по разработке мобильных приложений ООО «М-Софтер»), «Вторичное использование торфа» (кейс сельскохозяйственного предприятия ООО «ФАТ-АГРО»), «Система подбора кадров для франшизы» (бухгалтерская фирма «Ариант»), «Умный домофон для физических лиц» (региональное отделение ПАО «Ростелеком») и «Цифровой двойник старого сада» (кейс предоставлен сельскохозяйственным производственным кооперативом «Де-Густо»). На материале кейсов участники Школы наставников занимались анализом ситуации и постановкой проблемы, прорабатывали архитектуру решения и схему проекта. После этого педагоги меняли позицию: из участников проектной команды они превращались в наставников, которым предстояло создать сценарий вводного занятия для школьников или студентов и провести его в последний день интенсива. «Для нас Школа наставников стала одним из самых важных мероприятий года. Школа дала старт республиканскому проекту по созданию сообщества наставников Booster. Надеюсь, что совместно с МинОбр нам удастся на качественно новом уровне перезапустить систему общего дополнительного образования в регионе и повысить компетенции проектной работы у наших наставников. Огромная благодарность всем, кто помогал в организации и проведении мероприятия!» — поделилась впечатлениями региональный партнер Школы, председатель Ассоциации молодых учёных РСО-Алания Инга Тваури. Команды, работавшие с кейсом о приложении по дополненной реальности, попытались разобраться, на какой стадии развития инновационного продукта находится данный стартап. Исходя из этого одна из команд заметила, что стартап перескочил несколько стадий, не проходя их. Далее команда предложила пройти сначала первый этап жизненного цикла проекта и предоставила свой способ прохождения. Вторая команда, работавшая над данным кейсом, благодаря анализу ситуации поняла, что основатели стартапа не общались со своими потенциальными клиентами. Суть решения, предложенного командой по итогам работы на интенсиве, лежит в создании и тестировании проблемного интервью с потенциальными клиентами. Команда прописала вопросы, прозвонила несколько потенциальный клиентов, подкорректировала вопросы и предоставила решение представителю компании. Группа, работавшая по кейсу о вторичном использовании торфа, решала проблему высокой себестоимости продукции, большую долю которой составляет торф, который не получается использовать повторно из-за развивающихся к концу выращивания рассады болезней растений. В ходе анализа ситуации группа восстановила существующую организацию деятельности компании, а также существующие методы борьбы с фитофторозом и предложила решение, совмещающее аэрацию торфа с прогревом торфа до уровня, снижающего патогенность возбудителей. «Опыт, полученный на этой школе, очень ценен для меня. Я хотела бы поблагодарить каждого, кто причастен к созданию и реализации этого мероприятия. Там, где у меня был хаос и непонимание сути, вы внесли ясность и дали картину того, к чему следует стремиться, в каком русле менять свои компетенции и улучшать навыки. Это было интересно. Это было на высшем уровне. Спасибо!» –  написала в анкете обратной связи участница Школы, преподаватель математики Северо-Кавказского суворовского военного училища Татьяна Владимировна Хомич. Группа, работавшая по кейсу «Система подбора кадров для бухгалтерской франшизы», решала проблему несоответствия между требуемой квалификацией сотрудников франчайзинговых компаний и бухгалтерами, которые есть на рынке. Группа предложила решить проблему за счет усовершенствования системы отбора кадров, основанной в первую очередь на простых методиках выявления полного профиля требуемых для успешной работы межпредметных компетенций, при сохранении у центрального офиса компании во Владикавказе функции центра компетенций, помогающего франчайзи провести доведение профессиональных квалификаций до требуемого уровня. Команды, работавшие над кейсом о создании цифрового двойника старого сада, предложили два разных решения: одна команда предложила нанести на карту точки деревьев с помощью дрона с геологическим модулем. Преимущества данного метода: относительная дешевизна и скорость проведения исследования; вторая команда предложила использовать систему из наземного транспорта, горизонтального лидара, камер, а также высокоточную систему GPS и софта для преобразования информации в данные на основе ИИ.

4 октября 2021 г.

130 человек поучаствовали в Школе наставников в Екатеринбурге
Новость

130 человек поучаствовали в Школе наставников в Екатеринбурге

Школа наставников проектной деятельности прошла в Екатеринбурге с 30 сентября по 2 октября. На интенсив подали заявки более 170 человек, среди которых представители вузов, школ, колледжей и частного бизнеса. В результате отбора более 130 человек стали участниками очного трехдневного интенсива на площадке Точки кипения. Школа наставников проходит в Свердловской области в третий раз с 2018 года. Организаторы мероприятия: Фонд «Сколково» и Кружковое движение НТИ; партнёры: Точка кипения — Екатеринбург, Уральский клуб нового образования.   Во время школы участники узнали с чего начинается проект, как проанализировать ситуацию и выделить проблему, как формировать учебные задания, запускающие процессы мышления и генерации идей у обучающихся.  На протяжении трех дней основной акцент был сделан на подготовке педагогических сценариев и постановке учебных задач при запуске проектной деятельности со школьными или студенческими командами. Главный эксперт школы наставников в Екатеринбурге — Нина Вячеславовна Громыко, доктор философских наук, представитель института им. Шифферса — один из основоположников  данной методологии проектного обучения. Ее с «Уральским клубом нового образования» связывает пятилетняя история взаимодействия, которая началась с методологического сопровождения проведения в Свердловской области летний проектной школы «Технолидер» для старшеклассников региона. Ежегодно школьники — участники «Технолидера» совместно с наставниками из Уральского клуба нового образования и экспертами УГМК разрабатывают проекты по развитию территорий малых городов и задач Уральской горно-металлургическом компании.  Обучение на школе наставников было полезно преподавателям вузов, педагогам общего и дополнительного образования, научным сотрудникам, представителям сферы промышленности и предпринимательства, готовым выходить в позицию наставника молодежного проекта. А ещё студентам старших курсов, курирующим проекты школьников и студентов младших курсов. Участники школы отметили «пользу для понимания педагогической составляющей реализации проектного замысла» и «высокий уровень вовлеченности в практическую работу над сложными производственными кейсами». В продолжение работы школы для дальнейшего развития компетенций в данной сфере планируется проведение постоянных встреч наставников проектной деятельности.

4 октября 2021 г.

До 7 октября продлится набор на стажировку с КРОК
Новость

До 7 октября продлится набор на стажировку с КРОК

Академия наставников совместно cо «Школой IT-решений» КРОК объявляют конкурсный набор на стажировку в качестве трекеров-консультантов смешанных команд школьников и студентов. Принять участие в конкурсе могут те, у кого есть минимум два сертификата Академии наставников, полученные до 7 октября 2021 года. Для этого до 7 октября необходимо заполнить заявку. Стажировка пройдёт с 14 октября 2021 по 20 марта 2022 года. Занятость трекера-консультанта — четыре-пять часов в неделю. Одному наставнику предстоит помогать одной или двум командам. По итогам участник получит сертификат от КРОК и доступ к методическим материалам и базе знаний программы. Трекерам-консультантам предстоит участвовать в проектных сессиях команд, помогать участникам фокусироваться, определять ограничения и способы работы с ними, а также поддерживать команды на мероприятиях программы. Они смогут применить на практике знания, полученные в Академии наставников. Участники стажировки получат опыт организации акселератора IT-проектов и работы с КРОК, а также познакомятся с инструментами и материалами процесса. В качестве бонуса наставникам предоставят доступ к другим образовательным форматам, опыту и экспертизе Brainz by CROC (суббренд КРОК для студентов и школьников). Программа начнётся со стартового погружения и вводных тренингов. Участников ждут лаборатории по каждому мероприятию, на которых подробно разберут ход процесса, его цели и результаты. Наставники смогут участвовать в мероприятиях программы в качестве ассистентов и фасилитаторов и быть со своими командами в проектных сессиях раз в две недели. Во время стажировки будут проходить мастермайнды участников — групповая работа в группах для достижения индивидуального успеха за счёт обмена опытом, совместной генерации идей. Школа IT-решений — полугодовой акселератор, где команды школьников под руководством студентов-менеджеров разрабатывают полезные IT-продукты и решают проблемы реальных пользователей своей школы или города. В 2021-22 гг. Школа IT-решений пройдет в онлайн-формате. Подробнее о программе можно узнать на сайте Школы. Подробнее о содержании программы — в Положении о Школе IT-решений. Вопросы по стажировке отправляйте на academyskolkovo@gmail.com.

30 сентября 2021 г.

Открыта регистрация на три новых онлайн-курса
Новость

Открыта регистрация на три новых онлайн-курса

В октябре 2021 года Академия наставников запускает три новых онлайн-курса: «Наставник онлайн», «Деятельность наставника в современных технологических кружках» и «Проектная деятельность с отраслевым партнёром». Обучение на курсах бесплатное, зарегистрироваться можно сейчас.  Наставник онлайн Курс для всех, кто готов быстро и гибко реагировать на современные вызовы в сфере образования и перестраиваться на дистанционные форматы работы без потери качества. В программе — технологии и инструменты организации командной работы в формате онлайн. Будет спецзапуск с тьюторским сопровождением: вы сможете получить ответы на возникающие вопросы и обратную связь на итоговое задание. Деятельность наставника в современных технологических кружках Курс для всех, кто заинтересован в развитии молодёжного научно-технического творчества. Вы узнаете, как развивать научно-техническое творчества молодёжи и современное технологическое образование и сотрудничать с ведущими технологическими инициативами. Проектная деятельность с отраслевым партнёром Вы научитесь привлекать в вуз партнёрские компании и организовывать студенческие команды для работы над заказными проектами, выстраивать эффективное взаимодействие между отраслевым партнёром и студенческой командой, управлять правами на интеллектуальную собственность итогового продукта, а также обеспечивать жизнеспособность и развитие проекта после его запуска у заказчика.

29 сентября 2021 г.

В Белгороде завершилась Школа наставников
Новость

В Белгороде завершилась Школа наставников

С 23 по 25 сентября 2021 года в «Точке кипения — Белгород» прошёл очный образовательный интенсив для наставников проектной деятельности «Школа наставников». Организаторами мероприятия стали Фонд «Сколково» и Кружковое движение НТИ, а партнерами — «Точка кипения — Белгород» и Высшая школа управления НИУ «БелГУ» при поддержке Департамента образования Белгородской области, Департамента экономического развития Белгородской области, НОЦ «Инновационные решения в АПК», ГАУ центра «Мой бизнес». Заявки на участие подали более 250 человек: педагоги, преподаватели и работники среднего профессионального и высшего образования, студенты старших курсов, которые являются наставниками студентов младших курсов и школьников, организаторы студенческих конкурсов, соревнований и олимпиад, предприниматели и сотрудники предприятий, работающих в качестве наставников над проектными командами. «Белгородская область стала одним из 16 городов России, которые выиграли право на проведение региональной Школы наставников в 2021 году. Все участники Школы за три дня интенсива однозначно получили колоссальный опыт, освоили специфичные методики и технологии, приобрели новых единомышленников,   вдохновились и прокачали свои  навыки. Это даст толчок к появлению новых проектных команд и запуску  молодежных проектов. А регион будет этому способствовать», — отметила программный директор «Точки кипения — Белгород» Ирина Еременко. Партнёрами, предоставившими кейсы для Школы, стали ООО «Инжиниринговый центр НИУ БелГУ», ООО «Гелан» и ООО «Пластиглаз», региональный центр нормативно-технической поддержки инновации при БГТУ им. Шухова и кафедра управления АПК и сельскими территориями Российской Академии кадрового обеспечения АПК. Участники работали над кейсами: «Карбоновые фермы на индустриальных землях», «Комплексная переработка отходов», «Разработка унифицированной цифровой платформы для оценки болезней конечностей крупного рогатого скота (КРС)», «Проблемы юридического оформления отношений при участии в НОЦ». Несмотря на специфичность и сложность тем, все восемь групп сумели проработать кейсы в проектной логике и предложить ряд перспективных решений. Команды, работавшие с кейсом про комплексную переработку отходов, предложили комплекс мер, направленный на три различных слоя:  изменение культуры населения по отношению к сбору и сортировки ТКО посредством специального образовательного контента, медиа-воздействия, мер налоговой стимуляции; развитие инфраструктуры, организацию доступных точек сбора раздельного мусора и грамотный вывоз; изменения в нормативно-правовой базе. Команды, работавшие над кейсом «Платформа по КРС», вышли на то, что реализация данной задачи возможна без использования искусственного интеллекта, что значительно упростит процесс разработки. Участники одной группы разработали техническое задание на создание такой системы. Другая группа предложила два альтернативных решения по позиционированию на рынке: продажу информационной системы крупным агрохолдингам либо создание на базе предприятия заказчика аналитического центра, который будет оказывать услуги диагностики с использованием информационной системы мелкими фермерскими хозяйствами. «Шли на проект Школы в поисках нового, но оказалось, что очень мало знаем про специфику проектного управления. Вначале это расстраивало, но по мере изучения материалов, кейсов, общения с экспертами — это очень понравилось. Море знаний, позитива. Возможность проявить себя!», — поделились студенты Медицинского института НИУ БелГУ. Группы, которые работали с проблемой взаимодействия научной организации и заказчика от бизнеса, предложили реформировать процедуру приема заявок на проекты в рамках НОЦ, усилив ее специальными процедурами и специалистами, а также пересмотреть соглашение между бизнесом и наукой, с целью учесть интерес научных участников проекта.

27 сентября 2021 г.

Школа наставников в онлайн-формате прошла в Перми
Новость

Школа наставников в онлайн-формате прошла в Перми

Школа наставников в формате онлайн прошла для участников из Пермского края с 15 по 20 сентября. Организаторами выступили Фонд «Сколково» и Кружковое движение НТИ, партнёрами — Точка кипения — Пермь, Министерство образования и науки Пермского края. В программе приняли участие 284 человека, из которых более 50 дошли до конца и стали сертифицированными наставниками. Общение проходило в Zoom и Telegram, обучение и выполнение заданий — в Google Classroom, а для отдельных активностей были использованы интерактивные доски Jamboard и Miro.  На школе участники разобрались, с чего начинается проект, научились анализировать ситуацию и выделять проблему на примере кейсов от компаний-партнёров. Затем проработали архитектуру решения и схему проекта, сделали дорожную карту с прописанными ресурсами, продуктовыми и образовательными результатами. Наставники работали с кейсами по следующим темам:  цифровизация труда в промышленности; поиск механизмов монетизации услуг по превентивной медицине и здоровьесбережению; поиск‌ ‌механизмов‌ ‌кооперации‌ ‌в‌ ‌рамках‌ ‌сложных‌ ‌инновационных‌ ‌проектов‌ ‌диверсификации‌; системы электроснабжения удаленных потребителей через оптическое волокно.   «Большое спасибо команде Академии наставников за слаженную плодотворную работу! До сих пор прокручиваю в голове все этапы обучения. Поражен, как вы смогли за короткий срок  в захватывающей и доступной форме передать обучающимся из разных сфер и с разным уровнем подготовки огромный объем знаний. Спасибо Экспертам за доброжелательную и в то же время принципиальную оценку, модератору за организацию слаженной работы команды, службе техподдержки. Еще раз спасибо», — поделился Владимир Федотов, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Галактика». Участники, не имеющие соответствующего образования и опыта, разбирались в сложных технических кейсах. В результате им удалось предложить решения, которые поддержали эксперты от компаний, как возможные для дальнейшей проработки и реализации. Наибольший интерес у наставников вызвало решение проблемы цифровизации труда в промышленности.  По результатам работы некоторые наставники выразили готовность сделать ряд проектов по предоставленным кейсам со своими командами.

21 сентября 2021 г.

Сформировать смешанную проектную команду!
Интервью

Сформировать смешанную проектную команду!

Собрать смешанную проектную команду из студентов и школьников мечтает Светлана Царицына — выпускница Академии наставников и заместитель директора Политехнического института Вятского государственного университета, руководитель образовательного проекта Центра раскрытия талантов детей «ЭврикУМ» при ВятГУ. Об этом, а также о своей проектной работе со школьниками, студентами и с выпускниками вуза в г. Киров она рассказала в интервью. Расскажите, пожалуйста, как у вас в Вятке развивается наставничество в проектной деятельности. У нас в регионе пока нет единой экосистемы для развития наставничества и проектной работы, не выстраивается работа в единстве бизнеса, вузов, школ. Главные показатели этой работы (KPI-показатели) — это олимпиады и ЕГЭ. Проектная деятельность в школах часто понимается как сделанная школьником презентация. В то же время реализуется проект «Успех каждому ребенку», куплено оборудование, открыты «Кванториумы», «Точки роста», возможно, скоро появится другое понимание проектной деятельности. Проектная работа — это метапредметность, выход из установленных шаблонов, когда ребенок размышляет и принимает решение. Для участия в проектной деятельности необходим определенный тип мышления, который нужно формировать, начиная уже с восьмого класса, чтобы студент-первокурсник пришел в вуз не из мира школьных шаблонов, а чтобы он мог заниматься анализом ситуации, планированием в рамках проектной деятельности. Мне верится в светлое будущее нашей системы образования. Для меня яркий пример — Лицей №22 «Надежда Сибири», его сейчас называют лицеем НТИ, там директор последовательно вводит проектную работу уже с пятого класса. Нам известно, что вы организуете проектную деятельность и для школьников, и для студентов. Расскажите, пожалуйста, о вашей работе со школьниками. Основная задача Центра раскрытия талантов детей «ЭврикУМ» — ранняя профессиональная ориентация школьников, вторая задача — вовлечение школьников в проектную работу. У нас в основном кружки, связанные с программированием, с дополненной и виртуальной реальностью и с аддитивными технологиями — формируем у детей новые технологические цифровые навыки. В центре мы реализуем платные образовательные услуги и выстраиваем работу таким образом, чтобы у каждого ребенка была история успеха. История успеха — это участие в конкурсах, в олимпиадах. Примерно с 12–13 лет мы начинаем работать над коллективными проектами со школьниками. Работа над проектом – подготовка к конкуру «Шустрик»   С сентября по декабрь мы у школьников формируем навыки в кружках, которые они выбрали. Если ребенок продолжает заниматься в кружке (некоторым сложно совмещать с обучением в школе, у некоторых меняется платежеспособность семьи), мы предлагаем ему участие в конкурсах и олимпиадах. С января по май мы готовим ребят, исходя из конкурсных заданий, либо по командной проектной работе, либо для участия в региональных олимпиадах. К сожалению, конкурсов проектов очень мало. Наставниками проектов выступают руководители кружков. В работе со школьниками я организатор, тот кто в системе «Кружок 2.0» называется «садовником», — человек, выстраивающий взаимосвязи и отношения между всеми интересантами. В будущем планируем междисциплинарные команды формировать — движение НТИ нам близко по духу. Важно понять, как обеспечить соблюдение требований к дополнительным общеобразовательным программам. В планах у нас также объединение студенческих и школьных команд. Скажите, пожалуйста, сколько детей обучается «ЭврикУМе»? Многие ли работают над проектами? Порядка 80 человек. На сегодняшний день у нас два проекта, мы готовим их для регионального конкурса «Я инженер». Над одним проектом — форелевое хозяйство — работают два мальчика, один программист, а второй занимается 3D-моделированием. Моделируют умный аквариум, который бы мог автоматизированно кормить форель, осуществлять смену воды, регулировать температурный режим и все остальное. Над вторым проектом — автоматизированной системой оповещения при пожарах — работают три ребенка. Цель проекта — разработка комплекса для спасения людей при пожаре. В случае поступления на пульт МЧС сообщения о возгорании, система до выезда спасателей должна направить на браслеты людей, находящихся в здании, информацию о возгорании, а светодиодная лента должна указать направление к выходу. Это могло бы помочь сэкономить драгоценные минуты и вывести людей из здания до приезда спасателей и до возникновения сильного задымления. Есть ли у этих проектов заказчики? Заказчиков пока нет, мы сами сформулировали проблемы и идеи их решения на сессии в начале учебного года. В сессии участвовали школьники и наставники (предметники – преподаватели центра), а я выступала в роли модератора. Для нас очень актуальная задача — выстроить отношения с индустриальными партнерами. Мы уже обращались в процессе поиска идей для проектов к предприятиям на территории Кировской области, но пока безуспешно. Надеемся найти партнеров, которые не живут по принципу «здесь и сейчас», а думают о том, почему дети уезжают из Кирова, думают о кадровой политике, понимают ценность человеческого капитала. Молодежь так и будет уезжать из таких регионов, как наш, пока мы с самого детства не будем показывать ей различные траектории для профессиональной самореализации. Любой ли наставник в центре может предложить проект? Основное требование — умение работать не только на предметный результат, но и вести проектную работу. Был такой случай: Сколково объявило конкурс, нужно было до 10 января записать видео, как ты можешь улучшить свой город. Три человека в команде. Ребята изъявили желание участвовать, подключился педагог-предметник, который ведет программирование и разработку игр на Unity, и начали искать, чего не хватает в Кирове, что мы могли бы сделать. Появилась идея умного светофора, который, помимо своей основной функции, мог бы еще делать замеры воздуха, определяя, насколько он загрязнен, а жители, желающие купить квартиру, могли бы при помощи мобильного приложения учитывать данные с таких устройств о степени загазованности атмосферы в разных районах города при выборе жилья. Возможно, наш проект может заинтересовать какую-нибудь крупную строительную компанию, возводящую у нас новые микрорайоны. Таким образом, мы поддерживаем ребят, которым интересно участвовать в проектной деятельности, формируем из них команду, если у нас есть педагог, который сможет их сопровождать. Скажите, как у вас происходит обучение наставников проектной деятельности? В 2017 г. я первый раз побывала на Школе наставников в Сколково, очень вдохновилась, это был первый прорыв в моем сознании, в том числе с точки зрения поиска себя. Стала подкидывать педагогам нашего института информацию о ней. Предложила нашему руководству поучаствовать в конкурсе на проведение школы Академии наставников в нашем регионе. История была для нашей деятельности важная. Академия наставников в сентябре 2020 г. в дистанционном формате провела в Кировской области Школу наставников. Педагоги нашего центра и преподаватели университета тоже там прошли обучение, как и педагоги из других школ и вузов. Школы наставников стараются проводить в регионах, где могла бы быть создана региональная ячейка наставников. Надеюсь, что в 2021 г. получится создать свое кировское сообщество наставников, вне зависимости от того, где кто работает, на какой площадке ведет кружковую работу: «Кванториум», «Точка роста», IT-кубы или, например, как наш центр — на базе вуза. Сейчас еще при одном высшем учебном заведении активно развивается кружковая работа со школьниками. Нам часто не хватает наставников. Очень бы хотелось, чтобы была биржа таких специалистов, и мы могли бы их привлекать на территории Кировской области не только для популяризации проектной работы, но и для того, чтобы наши ребята достойно себя показывали на конкурсах в других регионах, на межрегиональных мероприятиях. Также было бы здорово, если бы существовал банк данных о потенциальных индустриальных партнерах с неким перечнем тем от них для проектов, в том числе и детских. Светлана Царицына со своими воспитанниками – победителями конкурса «Я инженер» Как у вас выстроена проектная работа со студентами? В прошлом году мы ввели проектную работу в учебные планы на уровне университета как предмет по выбору. Со студентами мы начинаем работать над проектами с первых курсов. Практика показывает, что начинать на третьем курсе поздно, продуктового результата уже не получишь. В 2020 г. проводили проектную работу с первокурсниками с сентября по декабрь. Идеи мы брали под задачи Политеха. Сколько человек выбирает курс по проектной деятельности? В сентябре к проектам приступило примерно 70 первокурсников, но до результата дошли 27 человек. Сначала было вдохновение у всех, а когда стали подбираться к финалу, его становилось все меньше и меньше. В проектной работе со студентами вы были только организатором, или также и наставником? Был у меня опыт работы с проектом первокурсников и в роли наставника. Это был проект «Физика на драйве». Старшеклассники часто не выбирают специальности, для обучения по которым нужно сдавать экзамены по физике, потому что боятся ее сдавать, и выбирают информатику. Задумка проекта была в том, чтобы помочь старшеклассникам с решением сложных задач по физике, предложив им решения задач с исчерпывающим объяснением в формате коротких роликов TikTok. Опыт сопровождения данного проекта показывает, что первокурсникам пока сложно достичь эффективного взаимодействия в команде, взять на себя роль лидера, проводить рефлексию своей работы.Какая из сложностей, на ваш взгляд, была основной? Что сильнее всего помешало реализации проекта? Мотивация. Изначальная мотивация была задана директором политехнического института. Мы проводили отбор в высшую инженерную школу, где ребята будут с 2021 г. учиться по индивидуальным образовательным траекториям. Первый этап — акселератор первокурсника, второй этап — выполнение проекта. Видимо, часть ребят решили, что им это не нужно. Мы студентам предложили выбрать один из нескольких проектов, в которых уже были сформулированы проблема и идея ее решения. Возможно, тут мы ошиблись, может быть, если бы мы предложили им самим найти оригинальные идеи и пути их реализации, они бы и зажглись, и довели бы проекты до результата. Кто был наставниками студенческих проектов? Это были те преподаватели, кто прошел соответствующее обучение, кому интересна проектная работа, кто хотел бы дальше развивать себя как наставника. А если говорить конкретно, то наставниками выступили два заведующих кафедрами, один декан факультета, я, заместитель директора, и педагоги-предметники. Я по базовому образованию культуролог, а по жизни — управленец, и в нашем проекте «Физика на драйве» мне в команду дали педагога-предметника, ведь я не знаю физику на достаточно высоком уровне. Продолжится ли работа над проектами во втором семестре этого учебного года? Планируем провести стратегическую сессию с коллективом, оценить результаты, сфокусировать ребят, которые поступили в высшую инженерную школу, выйти на индустриальных партнеров, возможно, даже не из Кировской области. Для «ЭврикУМа» я искала индустриального партнера, и мне удалось подружиться с Центром развития компетенций «Росатома». В январе мы с ними проводили одну из лабораторий. Очень хочу для школьников и студентов получить от них какое-то задание или проект и выполнить его. Именно в связке школьник-студент. Пусть даже 10 студентов из 27 захотят поработать со школьниками, это будет уже замечательно. Те школьники, кто давно у нас занимается (а «ЭврикУМу» уже больше пяти лет), вдохновлены, их не надо убеждать. Победители всероссийского конкурса «Профест» Вы подчеркиваете, что хотели бы, чтобы в команде над проектом работали студенты вместе со школьниками. Почему для вас это так важно? Современные дети лучше перенимают знания у равных. Школьник легче понимает студента, мы это видели и по опыту подготовки к ОГЭ, когда одиннадцатиклассник готовит восьмиклассника, и когда студент первого курса готовит школьников для поступления в вуз. У них отличное взаимопонимание, хорошая передача опыта, общаются они практически на одном языке, хорошо слышат и понимают друг друга. Мы же, взрослые, часто не слышим то, что нам говорят дети, навязываем, давим. Эффект от сотрудничества в основном будет для школьника или для студента? Для студента в том числе. Работа со школьником поможет студенту научиться планировать время, мотивировать не только себя, но и того, с кем он работает. Есть возможность развить у себя лидерские качества, навыки управления, эмоциональный интеллект. По вашему замыслу, студент возьмет на себя роль наставника или лидера? В идеале, роль наставника, но пока, я думаю, это будет раскрыто только как лидерство. Мы можем много чему учить, много всего транслировать, но если у школьника и студента не развито целеполагание, нет понимания себя и других людей, то нужного результата не будет. Очень важно, чтобы ребята поняли, что их работа направлена на решение реальной проблемы, будь то предпринимательский проект или социальный. Были ли вы наставником в проектной работе в команде ваших выпускников? Да, сейчас я наставник команды, которую сама и собрала для участия в хакатоне Росмолодёжи, сопровождаю её. Одна девушка программист, вторая — графический дизайнер, третья — комьюнити-менеджер, и они создали чат-бот для Росмолодёжи. Для меня важно, чтобы проект был продуктовым и рыночным. Девушки выиграли грант в 830 тыс. руб. Это информационный чат-бот, который поможет вовлечь молодежь Кировской области в различные активности. Как возник этот проект? Министерство молодежной политики и спорта обратилось к нам в сентябре, чтобы мы провели курс по предпринимательству. Для меня с позиции организатора было очень важно тех наших ребят, что занимаются в «ЭврикУМе», обучить по треку предпринимательства и познакомить с основами бизнеса, начиная с MVP: для чего он создается, как тестируется. Предложила Даше, одной из моих выпускниц, поучаствовать в создании чат-бота для тестирования предпринимательских способностей. До этого уточнила у Игната Зайончковского, руководителя «Преактума», который с командой на территории Кировской области делает яркие проекты по предпринимательству, разработан ли тест, который выявляет такие предпринимательские способности, как умение управлять командой, вести за собой людей. Он сказал, что нет.Мы сделали тестирование в чат-боте, наше кировское Министерство молодежной политики и спорта выразило нам благодарность за это; похоже, оно будет нашим основным активным партнером на 2021 г. Через них мы будем пытаться сделать молодежные проекты с подростками возраста 14+.Даша предложила поучаствовать в хакатоне Росмолодежи, попросила меня помочь сформировать команду. Я позвала двух наших выпускниц, команда сложилась, они друг друга слышали, и за два дня сделали продукт, с которым заняли второе место. Сейчас будут реализовывать этот проект, им выделили финансирование на создание и апробацию чат-бота. Заказчиком будет выступать наше Министерство спорта и молодежной политики. Защита проекта на соревновании «ЮниорПрофи»   Интересный опыт сотрудничества выпускников. Взаимодействуете ли вы с другими регионами по вопросам проектной деятельности? Да. Мне очень нравится, как занимаются проектной работой в Казани в Университете талантов, как в Екатеринбурге проводят проектную школу «Технолидеры». Мы пытаемся завязать с ними отношения в рамках проектной работы, предложили подать вместе на президентский грант. Возможно, одно из наших желаний в 2021 г. осуществится. Будем надеяться. Скажите, пожалуйста, что из программы обучения в Академии наставников для вашей практики оказалось наиболее ценным? На последней Школе наставников в августе 2020 г. я выступила модератором, было очень интересно организовывать в группе анализ ситуации, один из ключевых этапов работы над проектом. В своей практике применяю методы анализа ситуации, рефлексии, понимание канвы работы над проектом — каковы этапы и в чем суть каждого этапа.  Каким будет ваш ближайший шаг в области проектной деятельности и наставничества? Сформировать одну команду из двух студентов и трех школьников. Пока не известно, для какого проекта? Пока нет. Возможно, после нашей с вами встречи на нас волшебным образом выйдет индустриальный партнер и предложит проблему для проекта. Желаю вам, чтобы это обязательно случилось! И спасибо за интервью! Спасибо вам. Во время разговора с вами я поняла, что когда есть вера в себя, в то, что ты делаешь, все обязательно реализуется.  

16 сентября 2021 г.

В Омске прошла Школа наставников
Новость

В Омске прошла Школа наставников

На территории Омского государственного технического университета в очном формате 29–31 августа прошел интенсив Школы наставников. Программа школы была сфокусирована на развитии способностей и компетенций, наиболее актуальных для наставника школьной или студенческой проектной команды. Заявки на участие в школе подали более 220 человек, в основном, преподаватели высших учебных заведений и общеобразовательных школ Омска, а также представители некоммерческих образовательных организаций.  Организаторами мероприятия стали Фонд «Сколково» и Кружковое движение НТИ; партнёрами — Омский государственный технический университет (ОмГТУ) и «Точка кипения» ОмГТУ. На предварительном этапе участники выполняли задания в Google Classroom, а общение участников и экспертов происходило на платформе Zoom, в чатах и каналах Telegram, также использовались интерактивные доски Miro и Jamboard.  На этой школе компании-партнеры представили для работы команд целых шесть кейсов: «Развитие туризма уездного города» (кейс предоставлен администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области), «Кадры для умного дома» (ООО «Умный дом Омск»), «Создание карты науки региона (на примере Омской области)» (Автономная некоммерческая организация «Омский научно-образовательный центр»), «Создание карбоновой фермы» (Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина), «Анализ технологий сушки рекомбинантных белков» (ООО «Инновационный центр Бирюч-Новые технологии») и кейс «Сатори Консалтинг» (ГК «Сатори Консалтинг»).   Используя материалы кейсов, участники Школы на практике преодолевали трудности анализа ситуации и постановки проблемы, занимались проработкой архитектуры решения и схемы проекта. Во второй половине интенсива педагоги  из участников проектных команд перешли в позицию наставников, разработали  сценарий вводного занятия для своих школьников или студентов и апробировали его в последний день интенсива. Группы, работавшие с кейсом «Развитие туризма уездного города», проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что между потребностью заказчика и возможностью Тюкалинска есть принципиальный разрыв. Главные темы Тюкалинска – это тюрьма и объекты культурного наследия уездного города. Группы предложили сделать 3 разных по продолжительности варианта посещения культурных объектов города. Помимо этого, предлагается сделать автономные от гидов экскурсии посредством qr-кодов, разработать лендинг с мобильной версией. Группы, работавшие с кейсом кадров для умного дома, пришли к выводу о необходимости создания профессии интегратора в вузах. Проанализировав механизмы появления новых профессий в вузах, одна из групп предложила формирование профсообщества умных домов, определение требований к профессии, обращение в соответствующие министерства с запросом о создании в вузах специальности «интегратор». Команда кейса «Создание карты науки региона» изначально работала с темой от заказчика: как построить карту региональной науки на основе данных из WS, SCOPUS и др. источников наукометрических данных. Анализ ситуации показал, что проблема состоит в том, что наукометрические данные собирают региональные организации и направляют в виде отчетности в министерство, но регион не обладает доступом к этим данным. При этом наибольшее значение имеет проблема коммерциализации научных разработок и использования их в экономике региона. Еще одна команда в течение Школы работала с проблематикой создания в Омской области карбонового полигона и карбоновых ферм, которые бы могли работать с рынком СО2. В качестве решения группа предложила систему по выявлению неиспользуемых земель (ДЗЗ и кадастр), а также последовательность шагов по взятию этой земли в аренду с целью создания карбоновых ферм. Группа, работавшая с кейсом «Анализ технологий сушки рекомбинантных белков», поставила проблему смены технологии сушки при переходе от лабораторного производства к промышленному для получения сухого белка с сохранением его свойств и предложила реализовать проект силами студентов факультета биотехнологии. Участники школы, работавшие с кейсом «Сатори Консалтинг», предложили выйти на рынок продуктов для крупных государственных и корпоративных заказчиков, создав для этого отдел с другой организацией труда для отработки новой кадровой политики, основанной на планомерном росте зарплаты и технологизации непрозрачных в настоящий момент элементах корпоративной системы разделения труда. После окончания школы программный директор университетской «Точки кипения» ОмГТУ Наталья Мельникова сказала: «Школа наставников в Омске стала событием для ОмГТУ, для омских вузов и в целом для региона. Участники отметили и плотность образовательной повестки, и интересные кейсы, представленные компаниями-партнерами и общую вдохновляющую атмосферу всех трёх дней. О том, что Школа удалась, свидетельствует готовность групп продолжать работу над кейсами и встречаться с представителями компаний для внедрения решений, а также желание коллег продолжать работу по внедрению методики в различные образовательные проекты. Уже прошла встреча "выпускников", готовых объединить усилия по проектированию новых образовательных продуктов: кружков, исследований, интенсивов». Отзывы участников школы также показывают, что мероприятие было высоко ими оценено. «Круто! Ещё! Роскошный опыт высокого качества. Это мой третий образовательный проект по проектной деятельности. Еще раз посмотрю все доступные материалы школы и пройду онлайн обучение для закрепления материала. Огромное спасибо, что этот проект состоялся в Омске!» – поделилась в анкете обратной связи директор НО «Благотворительный фонд "М.И.Р."» Наталия Талисман.

1 сентября 2021 г.